Терапия сказками для дошкольников

960 просмотров
5 минут прочитано
Сказкотерапия для дошкольников фото

Cказкотерапия для дошкольников – интересный и доступный метод психологической работы с детками. Таким образом, можно говорить с ребенком на его языке и, кроме того, учить его жизни, выявлять определенные трудности, бороться с ними.

Известные психологи часто использовали и используют сказки для помощи детям, которые страдают от фобий и страхов, у которых наблюдаются проблемы с поведением.

Для чего нужна сказкотерапия для детей?

Сказка для ребенка означает часто почти то же, что и для взрослого психологическая помощь.

Благодаря данному методу психотерапии, лечению сказкой, можно помочь ребенку интегрироваться в общество, расширить его сознание, развить творческие способности, улучшить его взаимодействие с окружающим миром. При этом, воздействие происходит на подсознательном уровне.

Лечат сказкой у детей обычно различные страхи, излишнюю агрессивность, лень, гиперактивность, нежелание ходить в детский сад, нервные тики, страхи, энурез и др. Подобрать сказку для сказкотерапии можно для любого ребенка. Главное при этом – узнать причину его проблем, и подобрать соответствующую метафору, которая и является основой практически любой сказки. Необходимо также учитывать особенности ребенка, чтобы найти сказку, которая окажет на него терапевтическое и воспитательное воздействие.

Как проходит процесс сказкотерапии

Итак, мы уже выяснили, что специалист вначале должен подобрать сказку, учитывая особенности малыша и его семьи. Когда проблема и ее причина будет определена, психолог выберет сказку, отражающую семейные проблемы.

Методы сказкотерапии бывают разными. Например, это может быть чтение сказки на ночь, рисование, лепка, изготовление кукол, сочинение сказки вместе с ребенком (он может сочинить ее и сам) или постановка какого-либо определенного сюжета. Таким образом, участвуя в процессе, ребенок постепенно освобождается от страха или тревоги, которые его беспокоили.

Как подбирают сказки для сказкотерапии

Существует несколько правил для выбора психокоррекционной сказки. Во-первых, она не должна полностью походить на проблему, а лишь частично быть с нею схожей. В ней должен предлагаться замещающий опыт, которые ребенок может использовать (с помощью психолога) для решения именно своей проблемы. Сюжет терапевтической сказки должен развиваться в такой же последовательности, как и в обычных сказках: завязка, краткое описание героев, столкновение этих героев с проблемой, пути ее решения, развязка и мораль.

При выборе сказки и методов сказкотерапии должен учитываться возраст ребенка. К примеру, младшим деткам (до 3 лет) хорошо подойдут сказки о животных, игрушках и др. Ребенку постарше можно подобрать сказку в зависимости от его увлечений: о феях, солдатах, принцессах и т.д. Ну а в возрасте старше 6-ти лет стоит выбирать волшебные сказки. И, наконец, подростки (до 13 лет) обычно предпочитают сказки бытовые или в виде притч. Также стоит учесть, что главный герой должен быть похожим на ребенка по характеру и возрасту.

Ребенку, который страдает от низкой самооценки наверняка подойдет сказка «Гадкий утенок». А тем малышам, которые чувствуют себя брошенными – «Мальчик-с-пальчик». «Заяц-хвастун» – прекрасная сказка для тех деток, которые любят иногда приврать. Ну, и т.д.

В качестве примера сказкотерапии для дошкольников могу также привести сказку, которую рассказывала моя подруга своему сыну, не желающему стричь ногти. Она рассказала о курочке и молодом петушке, которые не хотел укорачивать коготки на лапках, поэтому заболел. Позже курочка объяснила ему, почему так произошло, петушок подстриг коготки и выздоровел. Возможно, не совсем удачный пример, но ребенок перестал бояться ножниц, и все же дал подстричь себе ногти. Через некоторое время проблема уже отпала сама собой.

Сказкотерапия для дошкольников дома

Если у ребенка нет особых психологических проблем, родители и сами могут попробовать использовать сказкотерапию, предварительно внимательно изучив специализированную литературу. Главное, что нужно при этом учитывать – с их стороны не должно наблюдаться никакого давления. И нужно помнить, что сказкой лечат причину, а не симптом. А определить ее бывает очень сложно даже специалисту.

Для лучшего эффекта, желательно рассказать сказку несколько раз. И не бойтесь использовать шутки.

Что касается сюжетов… Если вы не нашли среди многочисленных сказок ту, что нужно, то можно придумать ее самостоятельно. Например, как я описывала ситуацию с подругой и ее сказкой о «Петушке и курочке». Главное, чтобы ребенок увидел определенное сходство между собой и главным героем сказки, а также с обстоятельствами, которые окружают героя и его самого. Можно предложить ребенку закончить сказку. Таким образом, вы не только поможете малышу самостоятельно придумать решение своей проблемы, но и дадите толчок для развития воображения у ребенка.

Пройдя сказкотерапию для дошкольников, не забудьте закрепить результат, проиграв с ребенком ее, используя рисунки, кукол, миниатюрные фигурки и т.п.

Просмотр поста

Загружать ли школьника кружками, секциями

Следующий пост

Битва титанов: белый и коричневый рис

Подпишитесь на еженедельную рассылку интересных статей Women-on-line.ru