Рисунок помогает нам узнать своего ребенка в личностном аспекте, понять его эмоциональные переживания, определить его темперамент и уровень интеллекта. Например, уверенно прорисованная линия означает силу, жизнестойкость, динамизм, инициативность ребенка. И, напротив, неуверенно прорисованная линия выражает слабость характера.
Мелкие графические элементы, прорисованные расплывчато и нагроможденные друг на друга, в большинстве случаев свидетельствуют о том, что у ребенка присутствует чувство неуверенности в себе. И наоборот, крупные детали рисунка, прорисованные на весь лист, наводят на мысль о том, что ребенку присуще желание самоутверждения.
Если контуры нарисованных предметов расплывчаты, четко не определены, да еще и выполнены несколькими неровными движениями, то это характеризует ребенка как впечатлительную, эмоциональную личность, причем эмоциональность эта – скрытая. Четкие формы, выполненные уверенными штрихами, свидетельствуют о менее впечатлительной натуре, о человеке более спокойном, способном в любой ситуации действовать, сохраняя хладнокровие.
Скорость исполнения рисунка, более или менее равномерная, может быть нарушена вследствие какого-либо эмоционального переживания. Таким образом, даже неровные, но выполненные быстрыми, уверенными жестами линии, подсказывают нам, что ребенку присущи такие качества, как динамизм, уверенность, способность проявить инициативу. Линии, нарисованные быстро и ровно, но поспешно, также свидетельствуют о динамизме и инициативе, но спешка выполнения рисунка может навести на мысль о том, что ребенка что-то заботит, что в данный момент он немного неуравновешен.
Эмоциональные переживания можно разгадать и при помощи направления, в котором ребенок выполняет движения карандашом. Так, движение слева направо определяется как стремление в будущее, инициативность, открытое проявление чувств и мыслей. Если же ребенок выполняет движение карандашом справа налево, то это свидетельствует о его неуверенности, зависимости от каких-то событий и переживаний, произошедших в прошлом. Можно предположить, что у малыша есть определенные сомнения и колебания, и что он нуждается в поддержке. Перенасыщенность движений налево, направо, вверх-вниз означает неуравновешенность, а иногда – страдание.
Уровень умственных способностей мы можем определить по манере исполнения ребенком его рисунков: старательно или нет выполнен рисунок, насколько хорошо прорисована каждая его деталь.
Также и темперамент, и эмоциональность находят свой эквивалент в степени определения интеллектуального уровня: подвижный и нетерпеливый малыш не будет долго раздумывать – для разрешения той или иной непредвиденной ситуации он воспользуется всеми подручными средствами.
К счастью, в мире есть множество различных занятий, которыми можно заинтересовать разных по способностям и темпераменту детей. Что должен уметь ребенок, чтобы проявить свои способности? Если ваш малыш проявляет способность логического мышления, то ему будет легко даваться математика, в случае, если у малыша есть художественные наклонности, то областями применения его способностей могут стать и литература, и иностранные языки, занятия музыкой, танцами.
Подобного рода наблюдения за детьми не преследуют цели возвысить один тип личности и принизить другой. Напротив, определяя те или иные особенности характера, личностные качества ребенка, гораздо легче можно найти им применение, что будет способствовать гармоничному развитию ребенка.